Над Канадой небо синее...
Панорамы до недавнего времени делал в основном для себя, редкие клиенты сами находили. Цена в зависимости от клиента и задач. В общем случае разговаривать начинаю от 500 за сферку. Риэлторы естественно хотят все бесплатно, обуславливая быстрый проход в сад. Девелоперы щедрее,и работать с ними проще. Один раз делал съемку со змея для гос музея, те заплатили через полгода, когда я про них уже забыл.
Вообще аэрофотосъемщиков полно, в одном Калгари не менее 40 компаний осуществляюших всевозможную аэрофотосъемку. Есть коптеры, шары, самолеты, вертолеты, RC и полноразмерные, беспилотники. Есть отраслевые, есть "свободные художники". Есть пара типажей, пытающихся выдрать копейки с риелторов. Много народу крутится в этой сфере. Сферки пока никто не умеет делать, кроме меня.
Сейчас у меня появились партнеры, готовые вкладываться в оборудование и разработку веб/мобильных проектов, поэтому на следующий год планы большие, правда по большей части за пределами Канады. Это обусловлено тем что тут почти на всех кормушках сидят прикормленные птички, влезть нереально, даже с уникальным продуктом. Законы ужесточаются, на прошлой неделе на конференции по беспилотникам Минтранс представил новые правила лицензирования, которые в принципе убьют весь малый бизнес в этой сфере. Старые схемы пока действуют, но их отмена уже не за горами. В старых правилах основным барьером для мелких частников являлась коммерческая страховка с покрытием минимум 100к ущерба третьих лиц, такая стоила 3-5к в год. В остальном разрешение было получить относительно просто. Правда получать его нужно было на каждую работу отдельно, и ждать минимум 2 недели. Вопрос, будет ли ждать клиент, или просто позвонит людям с шариком, которому сертификация вообще никакая не нужна (до 3 кубов)
Теперь все гораздо веселее. По новым правилам требуется обязательное обучение и сертификация пилотов, а также производителей(!) леталок и конкретных моделей. То есть любые наколеночные леталки будут запрещены для коммерческого использования. Также будет запрещена любая самостоятельная модификация сертифицированных моделей. Обслуживание, ремонт и модернизацию сможет проводить только представитель сертифицированного производителя. Короче все как у взрослых. Полет без разрешения на первый раз карается штрафом 5000 частнику, 25000 юрику. Далее в зависимости от тяжести и состава как говорится. Ну и не забываем про лицензию на используемые радиочастоты.
С радиочастотами жестко, разрешены лишь уже сертифицированные системы в узких диапазонах (типа 2.4 и 5.8 мощностью на антенне до 100мВт). Тут правда достаточно просто сдать за 200 баксов экзамен на радиолюбителя и получить лицензию. Откроется масса частот и мощностей. За незаконную передачу радиосигналов вплоть до тюрьмы. Правда думаю случай должен быть вопиющий, типа глушить аэропорт или вояк. Не слышал пока про такие случаи, насколько знаю хоббисты летают все внаглую с чем угодно и никто не парится. Ну они на полях своих летают в основном, далеко от населенных пунктов. Специально на них никто не охотится, но если будут прецеденты, наказывать будут жестко.
Опять же коммерсанты должны все иметь перед тем как, иначе разрешение не получают.