Не только боинги падают. Нате вам секретную новость, про которую не расскажут в СМИ (и не надо, в общем то).
"Недалеко от Перми, в районе села Бершеть произошло крушение беспилотника. При выполнении съемки линий электропередач, аппарат потерял связь с центром управления. В районе аварии проводятся поисковая операция, которая к настоящему времени не привела к результатам.
По данным от достоверных источников, основная рассматриваемая версия причины аварии - неисправность полетного контроллера. Представители разрабочика беспилотника, компании Финко от комментариев отказались.
Беспилотный был приобретен ГУП "Центр технической инвентаризации", стоимость аппарата составляет более 3 млн. рублей. "Если серьезно, то занимались сегодня на пару с Алексом промышленным шпионажем методом допроса, и осмотром оставшегося наземного оборудования. Подсмотрели за техникой одного из лидеров на рынке про-бесилотников, производящая и продающая примерно сотню аппаратов в год. В Перми достоверно известно о двух эксплуатируемых аппаратах (ЦТИ и Госунивер), плюс наездами сами съемочные бригады от производителя бывают.
Впечатление от технических решений, о которых и хочу рассказать, как говориться, неоднозначное. Пишу подряд, что запомнилось:
1. Понятно что техника сделана для максимально простого управления. Т.е. взлетает с катапульты и садиться на парашут в соответсвии с полетным заданием.
2. Канал связи - радиомодемы (судя по антенные на 433 частоте).
3. Видео добавляется отдельно, за отдельную плату. Судя по выходу - в общем случае передается аналоговый сигнал.
4. Из отсутствия видео по умолчанию следует то, что для ортофото используется метод доверия к оборудованию. Т.е. во время полета никак не проверить, что и как снимает фотик, и вообще снимает ли. В результате, по отзывам пользователей, с части полетов, наиболее, естественно, ответственных, самолет прилетает без фоток, или с косячными. Мы добавили в обязательный комплект видеовыход с фотика с фотосвичем буквально после двух съемок "вслепую", ведущие производители об этом еще не догадались. Бедные пользователи.
5. Из хороших фишек, которые нужны обобщенному ардупилоту - возможность перключения "автоскорость" в "фиксированный газ". Т.е. если не уверен, что датчик скорости работает как надо - нажал кнопку, и продолжил полет в Авто на фиксированном уровне газа. Весьма полезно, ибо датчик не всегда работает идеально. При возврате домой лучше тоже выключать использование датчика скорости.
6. Наземная станция - прога на windows. После всяких наземных станций, ничего непонятно и особенного (смотри картинку ниже). Что напрягает меня, испорченного АРМ - отсутвие подробных "сырых" данных телеметрии. Но с точки зрения производителя правильно - негоже пользователю знать что на самом деле происходит, вдруг наш косяк, гы.
7. Взлет 3х метрового 10 кг. самолета, по отзывом специально обученных пользователей - та еще веселая процедура. Чуть повернешь влево при старте - завалиться однозначно, и будет из ЛК скачущее по земле колесо. Направо - можно, автопилот выровняет ))
Так что взлет ЛК отличается сложностью не только лишь у нас.
8. Модульность электронники, судя по всему отсутвует. Т.е. полетный контроллер более чем традиционен, со входами, модемом, телеметрией. Никакой дублирующих частей, или, оправшивающей автономной системы, следящей за сбоями, и открывающими парашут, стопящими мотор нет. Иначе аварии (смотри ниже подробности) не было бы.
9. Особенно доставляет используемый маяк. Это обычный, купленный в магазине Гармин Астро, т.е. GPS с ошейником с радиомодемом. Владелец собаки по нему может видеть, где гуляет его любимый питомец прямо на экране ЖПС приемника.
Мы однозначно подумали, что решение с ошейником - экцесс пользователей, сэкономивших на штатном маяке. Однако нет, решение с ошейником - штатное (sic!) для всех беспиолтников данного производителя.
10.
ТТХ трехметрового аппарата однозначно завышены. Время полета реальное - в районе 2.5 часов, т.е. чуть меньше чем 2 раза больше чем у стандартного Х8 с полезной нагрузкой. Крейсерская скорость - аналогична пенолету, в районе 75 км/ч. Соответственно, ветровые ограничения аналогичны. Разве что когда ветер у земли - то парашют ловить сложнее, чем против ветра к ногам довести ).
11.Камера на борту - вполне рядовая Sony ICLE 6000, что весьма скромно для аппарата за 3млн. Яб поставил Sony a7, с полным кадром и 36 мегапикселями. Экономят на спичках, однозначно!
По поводу самой аварии. Эксперты НИИ выяснили подробности произошедшего. Как говориться ничего не предвещало, самолет летел, никаких предупреждений. Однако внимательный глаз опытного дроновода сразу определил бы что надо бы домой.
Вот последняя секунда картинки с телеметрии.Отгадали почему?
Короче, не по маршруту летит аппарат, отклоняясь от линии то влево, то вправо. Навигация работает условно. Определенная автопилотом скорость ветра в 2м/с (вчера на высоте было в районе 10-12м/с) говорит о неадекватности вычислений, и соответственно, данных датчика воздушной скорости/компаса.
Изходя этих вводных нужно срочно завершать полет, покрутившись естественно, для накопления статистики недалеко от базы. Однако, специально обученные дронопользователи не сумели, да и не могли в принципе, определить что что-то идет не так, и миссия продолжалась.
После очередной точки, при движении самолета в направлении базы связь резко оборвалась. Подождав (при этом оставшись без волос ниже спины) положенные для возвращения 20 минут, а затем максимальные оставшиеся полетные полтора часа пользователи начали что-то подозревать.
Вангую, что причина - в полетном контроллере, который резко взял и выключился. Такое бывает и на аппарате стоимостью .. э на любом бывает. Есть небольшая вероятность, что отказ не затронул стабилизацию, и отключившись от связи самолет пошел.. нет, не в Китай, а на родину в Ижевск. Кстати, судя по батарейке и попутному ветру мог долететь. В этом печальном случае, найти аппарат можно будет лишь случайно.