Ладно, теперь отчет по-серьезному.
Вводная информация о прошествии с ТалономВид авиационного происшествия - авария
Аппарат - Талон производства Лысьвенской мануфактуры небоевых дронов.
Место происшествия - г. Зокамск Пермского края.
Время: вчера.
Фактическая информацияВчера экипаж аппарата Талон выполнял чартерный рейс Красавинское поле - Зокамск.
Взлетный вес - Талон + фотик + 2x4000mah и 1x5000mah 3s батареи, что значительно ниже максимального.
Центровка в пределах нормы.
Предполетная подготовка - как обычно не проводилась.
Взлет и набор высоты прошли нормально.
На удалении порядка 4,5 км. усилился отмечавшийся ранее КВС увод курса вправо. Компенсация триммером курса и крена налево была увеличена до максимума, но полностью компенсировать увод не удалось. В этих условиях КВС принял решение о возврате на точку старта. После разворта выровнять курс не удалось. Аппарат пошел на снижение по правой дуге и аварийно приземлился в центре Зокамска частично разрушившись. Члены экипажа получили моральные травмы,требующие длительного лечения.
Сведения о членах экпиажаКВС имеет налет более порядка 5 часов на данном типе аппаратов.
Бортинженер имеет налет порядка 10
Прошли специальную подготовку и получили допуск на полеты в Пермском филиале Омского специализированного учебного центра MPX.
Метеорологическая информацияПогода практически идеальная. Небольшая облачность, ветер на высоте 300 около 5-7 м/с.
Процесс полетаВидео тут.Лог наземной станции и черного ящика приложены.
В предыдущих вылетах экипажем отмечались проблемы связанные с калибровкой положения серв. Минимум два раза требовалась их перенастройка с помощью отвертки.
В процессе аварийного полета КВС отмечал увод аппарата вправо, для чего использовал триммирование крена и курса примерно на 2/3 от всего хода триммера.
Включен режим
8:40 Достигнута расчетная высота 300 Включен режим AltHold
9:50 Увеличился увод курса вправо. Потребовалось значительная компенсация влево элеронами и горизонтальным рулем. Триммеры элеронов и руля направления выставлены в крайнее положение. КВС предполагает что компенсация требуется из-за воздействия ветра.
10:50 Для компенсации курса требуется крен порядка 30 градусов.
10:55 КВС проверяет что будет с курсом при нулевом положении элернов и руля направления. Идет быстрый разворот вправо при сохранении горизонта. (Требуется проверка положений рулей в этот период)
11:20 Принято решение о возвращении на базу.
11:40 Произведен разворот на 180 градусов в сторону базы. Аппарат начинает снижаться несмотря на включенный режим режим AltHold и повышенный до 20 А ток двигателя.
11:45 Разворот вправо не удается остановить несмотря на крайние левые положения рулей. Аппарат "ведет" влево вниз, не по продольной оси. Потерю высоты не удается компенсировать максимальным углом руля высоты "на себя".
12:00 Включен режим Stabilize, поворот вправо продолжается, снижение ускоряется до 8 м/с.
12:15 Снижение продолжатеся. Аппарат летит левым боком с потерей высоты. Путем повышения газа дом околомаксимума удается компенсировать поворот и уменьшить скорость снижения.. КВС пытается найти место посадки свободное от домов.
12:30 видны деревья посреди двора. Принято решение попробовать провести аварийную посадку в них. В
12:36 Включен режим Arco для произведения посадки. Аппарат резко заваливается вниз в крону дерева, связь теряется.
На место посадки выехала аварийная бригда, которая нашла самолет в разрушенном состоянии под присмотром местной братвы 14-15 лет. После недолгих переговоров аппарат был перадан аварийной бригаде в полном комплекте.
Поврежения аппаратаРазъеденены крылья. Их геометрия не нарушена. Сломаны каркасные трубки.
Оторваны и надорваны плоскости элеронов и стабилизаторов
Правый стабилизатор выломан из фюзеляжа.
Обтекатель, как ни странно, цел.
Электронника в сохранности.
Батарейки целы, получили небольшие вмятины.
Камера Olympus PM и объектив 20/1.8 не получили повреждений. (!) Камера переживает второй серьезный краш.
Обращает на себя внимание сгоревшая и оплавленная серва в правом крыле (см. фото). Выяснить, вышла из строя серва до или после падения не представляется возможным на текущий момент.
Оставшиеся три сервы проверены серво-тестером, отклонений в их работе, увода центра не выявлено.
Сопутствующие проблемыИз конструкционных недостатков выявлено несоответвующие требования производителя установка серв в стабилизаторах. Производитель несостыковал углы положения серв и кабанчиков. (см. фото). Это могло повлиять на работу вертикального и горзионтального рулей.
Также выявлена крайне затруденное вращение узла тяги кабанчика левого стабилизатора. Это связано как с неправильным углом установки сервы и кабанчика, а также с затяжкой узла вращения.
Версии причины аварии№1. Увод серв.
Судя по положению горизонатального полета со снижением в последние секунды перед падением имеет место быть измененная геометрия или положение серв, которое приводило к наклону аппарата вправо-вниз.
Подобное воздействие могло оказать
а) заклинившая либо сместившая центр серва правого стабилизатора в положение "вниз". В этом случае должно наблюдаться пикирование с разворотом вправо с незначительным креном влево. Крен легко может компенсироваться в авторежимах, в отличие от разворота и пикирования (при значительных углах).
б) сочетание неправильной работы сервы правого стабилизатора и сервы элерона правого крыла (напомню что она находилась в нерабочем состоянии после падения).
В настоящее время комиссия проводит расшифровку данных черного ящика и изучает переговоры с наземными службами. Не переключайтесь!